Плохая, плохая мать: как мы на самом деле относимся к молодым матерям
Вчера житель Ростова-на Дону Дмитрий Ваулин выложил в Сеть видеоролик собственного авторства. На видео — молодая мать троих детей, чей средний ребенок очень громко плачет. Мужчина вызвал полицию и сообщил, что снимает видео для органов опеки. Которые должны с этим «разобраться».
Женщина из этого ролика — та самая Идеальная Мать, какой ее хочет видеть наше общество. У нее трое детей с небольшой разницей в возрасте (рожайте! Стране нужны ваши рекорды!). Она справляется с ними самостоятельно («Бабы нынче стали балованы: нас вот без подгузников и нянь растили, — и ничего» (с)). Она абсолютно спокойна и необычайно нежна с ребенком, который, судя по всему, уже довольно давно заходится в истерике. И что общество может предложить ей взамен? Унижение и угрозы. Этот ролик — пугающе точное отражение того, что приходится переживать молодым матерям каждый день.
⭐ Рожайте больше!
Трудно не заметить, с каким пылом в последние годы общество стало уговаривать женщин рожать: в женских консультациях откуда-то взялись священники с проповедями на тему «Аборт — это грех!», государство обязало женщин выжидать «неделю тишины» перед прерыванием беременности, вышел закон о декриминализации семейного насилия, призванный, по словам чиновников, «сохранять семью ради существующих и будущих детей».
При этом ничего, кроме лозунга «Дети — это счастье!», женщинам, в сущности, не предлагают. Но мы, кажется, уже согласны и на это. Лишь бы не мешали. Но, увы, о таком остается только мечтать: современное материнство — это настоящий подвиг. В буквальном смысле этого слова.
Мы восхищаемся выдержкой героини этого ролика, но в то же время понимаем: будь в этот момент с детьми не она, а их отец, — ничего бы не случилось. Отважный герой Дмитрий Ваулин никогда бы не посмел вести себя так с мужчиной, а с женщиной — можно, конечно: женщина не сможет себя защитить в такой ситуации. Женщина не сможет даже убежать, потому что у нее дети. Над ней можно издеваться, как заблагорассудится, и при этом чувствовать себя суперменом в развевающемся плаще: она — плохая, негодная мать (или не мать, — автор ролика почему-то предположил, что этот ребенок вообще украден, поскольку «что-то не похож на нее»), мучающая ребенка, а оператор Дмитрий — герой, который сейчас всех спасет и заодно научит жить.
На самом деле, мы все понимаем главное: Дмитрию Ваулину на этого ребенка совершенно наплевать. Человек, который действительно переживает за ребенка, поступил бы единственно правильным образом: предложил маме помощь.
Можно было забрать у нее мешки с мусором и выбросить самому. Можно было предложить повезти коляску, чтобы она могла спокойно взять ребенка на руки. Можно было прямо спросить, какую помощь она готова принять.
Но цели помочь ребенку у Дмитрия не было. У него была совершенно другая цель: почувствовать свое превосходство над другим человеком. Для этого он попытался унизить и запугать хрупкую женщину с тремя детьми. Женщину, которой и так очевидно в этот момент очень-очень непросто.
Мы несказанно рады тому, что Дмитрию это не удалось. Но проблема в том, что почти все наше общество — вот такой Дмитрий. А молодые матери, увы, далеко не всегда так спокойны и уверенны в себе.
⭐ У меня такого не было!
Очень показательный диалог из видеоролика:
— Судя по всему, у вас вообще детей нет.
— У меня есть. Но у меня такого не было никогда!
И мы нисколько не удивлены тем фактом, что у Дмитрия такого не было никогда. Потому что у него, как у подавляющего большинства отцов в нашей стране, дети есть только де-юре. А де-факто они есть только у матери. И мы сейчас не говорим даже о разведенных мужчинах, которые почему-то уверены, что развод целиком и полностью освобождает их от родительских обязанностей (напомним, от уплаты алиментов уклоняются 70% отцов, а среди оставшихся 30% солидная часть скрывает доходы и платит минимум — около двух тысяч рублей в месяц). Мы говорим о мужчинах, которые остаются в семье и почему-то считаются отцами, хотя родительские обязанности почти не выполняют.
Ведь дети — это «женское дело».
До сих пор считается, что в отпуск по уходу за ребенком должна уходить женщина. Мужчина якобы с этим не справится, да и вообще, это оправдано экономически. С последним действительно не поспоришь: по данным Росстата, средняя женская зарплата по стране на 30% ниже мужской. В том числе и потому, что «а зачем ей платить, все равно пришла отсидеть годик перед декретом». И женщина в самом деле уходит в декрет, жертвуя карьерой, потому что думает в первую очередь о ребенке: очевидно же, что лучше его растить, не экономя на самом необходимом.
И эта модель очень быстро превращается в мужскую позицию «Я вас всех содержу, на работе устаю, а ты дома сидишь, ничего не делаешь». Ежедневный материнский труд, похожий на бесконечную уборку снега в сильный снегопад, полностью обесценивается. Нет, мол, никакого труда, это же твой ребенок! А как нас растили без посудомоек, подгузников и прочего? Нечего ныть! В итоге бедный, якобы очень уставший мужчина не делает вообще ничего: не выполняет свою часть ни бытовых, ни родительских обязанностей.
Так что слова Дмитрия о том, что у него такого никогда не было, скорее всего, совершенно правдивы: у него — не было. Для того, чтобы знать, что у любого ребенка рано или поздно, так или иначе, но случается именно такая, прямо классическая детская истерика, — нужно быть этому ребенку родителем. Кормить, лечить, укладывать спать, купать, гулять с ним ежедневно с младенческого возраста, а не раз в месяц с пяти лет. Если бы Дмитрий это делал, он бы точно знал: ТАКОЕ (заметно, как он выделил это слово голосом?) случается со всеми детьми. Без исключения. Просто этот мужчина не считал нужным полноценно выполнять свои родительские обязанности. Это раз. А два — он даже не соизволил хотя бы иногда интересоваться у матери своих детей, что, собственно, в жизни этих детей происходит. Хотя мы почему-то уверены, что на ТАКУЮ истерику она ему жаловалась. Просто потому, что это серьезное испытание для материнской психики и после очень хочется выговориться и получить сочувствие. Но какого нормального мужика интересуют эти бабские глупости, правда?
⭐ Уберите своих детей, они нам мешают!
При этом молодая мать, находящаяся в ситуации экономического насилия (некоторым женщинам приходится буквально выпрашивать деньги у мужа на самое необходимое), занимающаяся тяжелым, морально и физически изматывающим трудом в режиме 24/7, оказывается еще и в социальной изоляции. Потому что наше общество, которое требует от женщин больше рожать, детям совсем не радо.
Собственно говоря, борец за детское счастье Дмитрий об этом тоже проговаривается: в момент разговора с проходящей мимо женщиной (1:29 минута на видео) он вопрошает: «А вы считаете, это нормально, да, что они тут под окнами кричат уже минут 10?!»
Они, заметьте. Они кричат.
Смеют кричать на улице, отвлекая Дмитрия от чего-то важного. От дум о судьбе Отечества, например.
И Дмитрий снова выражает позицию обществе: твои дети, дорогая, нам, конечно, нужны, но пока они дети — сделай так, чтобы их не было. Мешают. Бегают, орут. Раздражают.
Женщине с ребенком нигде не рады: почти ежедневно в Сети появляются посты про очередную «яжемать», которая посмела взять с собой ребенка в ресторан, самолет или паспортный стол. И если у молодой матери нет ресурса на то, чтобы отбиваться от каждой нападки (а его, как правило, нет), то постепенно круг ее передвижения ограничивается четырьмя локациями: собственная квартира, парк, детская площадка и детская поликлиника. В трех из четырех мест на нее, впрочем, тоже могут напасть, но там есть шанс получить поддержку от других матерей.
Но общество, по всей вероятности, считает, что в эти резервации женщина должна как-то телепортироваться — чтобы точно никого не раздражать. Ведь вы только посмотрите, какая неслыханная наглость! «Они» посмели орать на улице! Ну нигде покоя нет от этих омерзительных детей!
⭐ Не умеешь воспитывать — нечего было рожать!
Именно так принято говорить женщине, которая посмела вывести своего ребенка в общество, но не может сделать так, чтобы он сидел молча, не шевелясь и не отсвечивая. Но, как мы видим на примере ролика, этот тезис несколько устарел. Теперь, вероятно, модно говорить, что «опека с полицией разберутся, какая ты мать».
И мы снова возвращаемся к тому, что общество, гордо несущее лозунг «Дети — это счастье!», о детях не знает примерно ничего. Заметьте, о здоровых детях, для которых шумное и активное поведение — естественно. Но мать, которая не в состоянии изменить естественное поведение ребенка, — плохая мать. Если же у ребенка есть проблемы со здоровьем — все еще хуже: «Понарожают дефективных, а мы потом мучайся!» — самое мягкое, что такая мать услышит.
Но если раньше общество ограничивалось оскорблениями и нравоучениями, то теперь начинает открыто пугать: для матери нет ничего страшнее, чем ситуация, в которой она может потерять ребенка. А угроза обращения в органы опеки — это именно оно: «Не будешь вести себя, как нам хочется, — отберем ребенка!»
И можно быть сколь угодно разумной и хладнокровной, можно прекрасно понимать, что на самом деле угрозы нет, можно знать, что у опеки нет ни малейшего повода так поступить, — но все равно будет страшно. Очень.
И тебе никто ничего не должен!
Каждая женщина, у которой есть ребенок или дети, хоть раз это слышала.
Но сегодня мы в очередной раз получили подтверждение тому, что это она, оказывается, всем должна. Потому что даже если она идеальная мама — она все равно плохая, плохая мать!
Ничего личного. Обществу так приятнее.
Снежана Грибацкая
Оригинал статьи и сам ролик ▶ http://snip.ly/2a7mv
* ссылку скопировать в ставить в строку браузера